Понятие о качестве. Качество образования
В самом общем понимании, качество – это совокупность свойств, признаков продукции, материалов, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.
Понятию качества приписывают различные, порой противоречивые значения. Это связано с тем, что используются как абсолютное, так и относительное понятия качества.
Абсолютное понятие качества используется для отражения статуса и превосходства. Такое идеализированное понятие может содействовать развитию и укреплению имиджа образовательного учреждения. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремления к наивысшим стандартам образования.
«Качество» может использоваться и как относительное понятие. В этом аспекте качество не является атрибутом образовательной услуги. О качестве можно судить, когда продукция (товар или услуга) отвечает требованиям соответствующих стандартов или спецификаций, оно выступает лишь как средство, с помощью которого выявляется соответствие образовательной услуги государственному стандарту.
Качество как относительное понятие имеет два аспекта: соответствие государственному стандарту и соответствие запросам потребителей образовательной услуги.
Первый аспект часто называют качеством с точки зрения производителя, второй – качеством с точки зрения потребителя.