Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования

Принцип интеграции содержания образования. Из сказанного выше следует, что содержание дошкольного образования, в том числе образования детей раннего возраста, должно быть не узко предметным, а интегрированным, что предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности — предметно-практической, игровой, музыкальной, театрализованной, конструктивной и др., обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.

Принцип индивидуализации образования основывается на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, однако при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. Если в рамках авторитарной педагогики образовательный процесс имеет унифицированный характер, предполагает предъявление одинаковых требований ко всем детям, соотнесение развития ребенка с заранее определенны ми нормативами, то личностно-ориентированная педагогика предполагает, что каждый ребенок имеет право на реализацию своей индивидуальности. Педагогический процесс должен быть максимально полно согласован с собственными намерениями и интенциями ребенка. От педагога требуется внимательное наблюдение за личностным ростом и развитием детей, учет их индивидуальных интересов, определение на этой основе целей образования, путей и средств их осуществления (Ш.А. Амонашвили, Е.А. Ямбург).

Принцип вариативности образования является необходимым условием его индивидуализации, которая обеспечивается разнообразием образовательных программ, типов дошкольных учреждений, форм, содержания и методов образования. Если до реформы образования все дошкольные учреждения России работали по единой типовой программе, то в настоящее время внедряются в практику инновационные программы нового поколения, построенные на принципах личностно-ориентированной педагогики. Педагоги получили право выбора программ, возможность сочетать в своей работе методы и технологии, представленные в разных программах, дополнять их собственными разработками в соответствии с образовательной концепцией детского учреждения, запросами родителей, индивидуальными особенностями воспитанников. Таким образом, вариативность образования обеспечивает творческий характер деятельности педагогов и адекватные психолого-педагогические условия развития детей.