Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования

Принцип единства воспитания и обучения. Личностно-ориентированная модель образования не предполагает отмены обучения детей в раннем возрасте, но предъявляет особые требования к организации педагогического процесса, который должен быть основан на знании психофизиологических закономерностей развития. В этом возрасте ребенок полноценно усваивает только то, что ему интересно, что вплетено в контекст общения со взрослым и в предметно-практическую деятельность. Критерием такого усвоения является не умение по требованию взрослого воспроизводить тот или иной заданный образец, а самостоятельное, инициативное использование его в действиях с предметами, игре, общении.

Обучение должно выполнять общеразвивающую функцию. Главное, чему желательно научить маленького ребенка,— это культурным способам познания предметного и социального мира, таким, как умение наблюдать, исследовать окружающий мир, экспериментировать и делать выводы на основе доступного для понимания материала, разрешать проблемные ситуации, фантазировать, общаться с взрослыми и сверстниками. В этом случае обучение и воспитание будут идти рука об руку, развивая умственные способности ребенка, его компетентность в разных областях, инициативность, любознательность, самостоятельность, настойчивость, творческие способности. Принцип единства воспитания и обучения в рамках целостного процесса образования предполагает, что воспитание становится обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями реализуются цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут реализовываться цели воспитания. Таким образом, обучение и воспитание, представляя собой взаимосвязанные стороны процесса образования, направлены на решение единой задачи — передачу подрастающим поколениям социального опыта.