Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования
Полагают, что ребенка-дошкольника можно обучить чему угодно путем специальной тренировки и таким образом фактически отрицают особое значение ранних периодов детства и тех качественных изменений психики, которые совершаются в эти периоды, для общего хода человеческого развития». А.В. Запорожец настаивал на том, что, изыскивая пути повышения эффективности воспитания дошкольников, следует идти не по пути искусственной акселерации, а по пути обогащения, амплификации детского развития. При этом необходимо учитывать возрастные закономерности развития ребенка, уделяя особое внимание воспитанию интеллектуальных, эмоциональных и нравственно-волевых качеств, которые наиболее интенсивно формируются в том или ином возрасте и входят «в золотой фонд» зрелой человеческой личности.
Критически оценивая внедрение в практику дошкольного образования учебно-дисциплинарной модели, В.В. Давыдов подчеркивал принципиальную важность для решения образовательных задач в дошкольном возрасте опоры на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым: «Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем многообразие этих видов дает, детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрос-лыми. Таким опосредованным образом и должны решаться в раннем возрасте образовательные задачи».