Педагогика раннего возраста на современном этапе развития образования
В системе дошкольного образования существуют также учреждения дополнительного образования для детей раннего возраста (центры творчества и развития, клубы и пр.). В них дети занимаются несколько раз в неделю.
Для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, от рождения до 3 лет организованы дома ребенка, которые находятся в ведомстве Министерства здравоохранения.
В последние годы все более широкое распространение получают новые модели образования для детей раннего возраста, ориентированные на интересы и потребности семьи. Они представляют собой варианты кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении и предъявляют особые требования к сотрудничеству воспитателей, педагогов, медицинского персонала, которые должны постоянно координировать свои действия, чтобы дети за короткий срок пребывания в группе могли получать полноценное образование. Существуют разные модели групп кратковременного пребывания детей.
Группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении предполагают свободный резким пребывания в них малышей. Родители приводят ребенка в удобное для них время на 2—3 часа в течение рабочего дня. Здесь воспитательно-образовательная работа с детьми проводится индивидуально.
Вариантом данной модели является организация двух- или трехсменной работы групп. В этом случае дети приходят в детский сад к определенному времени на короткий срок, например, с 8.00 до 11.00, с 11.00 до 14.00, с 15.00 до 18.00. При таком варианте работа проводится с подгруппой детей. Кроме воспитателей к педагогическому процессу могут привлекаться музыкальный руководитель, педагог по физическому воспитанию, специалист по изобразительной деятельности и др.
Кратковременное пребывание детей в закрепленной группе детского сада. Эта модель не требует специально выделенного помещения и закрепленных за группой воспитателей. Детей распределяют по постоянно действующим группам, соответствующим возрасту каждого ребенка. Малыши включаются в жизнь группы на тот промежуток времени, на который родители оставляют его в дошкольном учреждении.