Педагогика как наука, предмет и задачи педагогики

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б.М. Бим-Бад).

Объект педагогики – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направлен-ного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения и образования.

Задачи педагогики. Прежде всего, хотелось бы предостеречь студентов от смешения научных и практических задач в области образования, воспитания, управления педагогическими системами. Основное отличие состоит в том, что задача науки – проводить исследования, а задача школы и учреждений профессионального образования – осуществлять воспитание, обучение и образование учащихся. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между намеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

К важнейшим постоянным задачам принято относить прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки педагогики. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.