Педагогика как история проблем

Как педагогические, так и историко-социальные данные не могут успешно анализироваться только одними средствами эмпирического контроля. Напротив, «анализы эмпирически проверенного процесса и критики целей, через которые такой процесс сам анализу подвергается, имеете взятые – неделимая задача педагогической науки». Иррациональность не может одна подступать к эмпирике, а только вместе с герменевтикой, так как герменевтика предлагается не только как понимающий последователь, но и в роли критика.

Только в такой взаимосвязи возможно развитие герменевтического и прагматического способов. Они берут на себя критико-идеологические перспективы, чтобы исследовать, каким образом решаются педагогические перспективы и постановка вопросов в действующих общественно-политических отношениях, а также вытекающие из них приобретенные интересы и господствующие структуры. На фоне нормативной общественной критики в этом смысле предлагается конструктивно-критическая теория, проектируется модель для педагогических улучшений. В открытом, плюралистичном обществе найдёт всеобщее признание только формальная, но не материальная н при том содержательно определенная этика.

При этом отсутствует антропологический консенсус. Так как этические и антропологические решения предполагают установки воспитательных целей, а ни одной всеобще обязательной, содержательно конкретной воспитав тельной цели назвать сегодня нельзя . Необходимые материальные цеди для воспитания в нашем современном обществе появляются у воспитателя не как дар, а сначала ставятся ему в виде задания. Они постоянно обновляются им самим и перепроверяются на основе его общего знания, мировоззрения, то есть по его собственному усмотрению и убеждению. Он сам определяет научность и несет персональную ответственность за это. Он может позитивно оценить, что наше общество открыто для большого количества материальных педагогических целевых установок, которые с другой стороны при всех различиях зачастив очень схожи, потому что живём в одном обществе, в одинаковой исторической ситуации и в одной языковой команде.

Однако введенный В. Флитнером термин «герменевтико-прагматический», с помощью которого он описывает свою теорию педагогики, может дать повод к недопониманию и благоприятствовать предположению, что воспитательная наука дуалистично структурирована. Р. Маскус считает, что центральное педагогическое понятие должно быть сформулировано так, чтобы оно не содействовало, по определению, роковым лжеинтерпретациям.