Педагогика как история проблем

Она обязана своим возникновением и развитием феноменологическому движению и может исполнить роль феноменологии воспитания, т.к. держится полностью на эмпирике, история для неё не имеет никакого значения. Это педагогическое направление не имеет дело также и с вопросами вероятностей, выделяя исключительно существование, а именно простое знание воспитательных явлений. Все целевые установки и методические задумки систематизируются одной из гуманитарных наук оторванной от воспитательного учения, при этом не ставятся вовсе никакие философские или исторические вопросы. Представим две конкретные позиции:

• педагогика – наука, в герменевтическом процессе запрашивающая историю по каждой отдельно взятой педагогической проблеме, вдохновленная Дильтеем, представляет научно-гуманитарное на-правление;

• педагогика – наука, исключающая историю в том смысле, что существуют только актуальные единичные педагогические факты, которыми история не интересуется, находящиеся под влиянием позитивизма и феноменологии, экспериментальная, дескриптивная и теоретико-эмпирическая фактическая наука о воспитании.

Рассмотрим теорию, которая вытекает непосредственно из концепции Дильтея, но наследует и сильное эмпирико-прагматическое значение. Здесь педагогика понимается категорически как герменевтическая и прагматическая наука. Она принимает во внимание как историческое становление духовного содержания, так и его фактическую эмпирическую данность. Согласно действующим задачам познания можно передвигать на передний план исторический или эмпирический аспект. Возможности и бытие относить друг к другу. Эта позиция, которую занимает способствующее положение, выдвинул В. Флитнер в своей работе «Самопонимание воспитательной науки в современности». По Флитнеру, от герменевтического способа выигрывают исторически развивающиеся педагогические суммы чувств. Прагматический способ, т.е. эмпирическое исследование, включающий в себя герменевтический, позволяет описывать актуальные единичные феномены воспитательной действительности. При этом применяются современные опытно-научные методы, включая статистику .

Интерпретировать результаты этого неисторико-эмпирического исследования требуется потом через исторический анализ педагогического положения дел. Также и для Молленгауэра первоначален не эмпирический поиск дат в научно-воспитательной теории, а полные значения факты, подтверждающие «коммуникативные взаимосвязи». И невозможно исключить ни одно научное понимание. Как эмпирико-аналитические, так и герменевтические способы познания важны и значительны. Прежде всего, нужно на основе опытно-научных исследований, принимая во внимание, герменевтические анализы текстов, учитывал зависимость языка от социальных сил, установить невидимые влияющие мотивы авторов, чтобы перевести их в рациональную интонацию.