Педагогика как история проблем

Этот другой мир, духовный, не является, по Дильтею, категорией, поддающейся объяснению в математическом смысле. Его становление происходит в одиночестве, развиваясь в переживаниях и представлениях, при душевной полноте, где понимание и чувства сопричастны. Поэтому один может понять жизненные отзывы другого, вчувствоваться и вдуматься в него. Потому что сам переживает и понимает, и потому что люди в своих главных основных ситуациях совпадают. Потому что как иначе мы могли бы понять радость или боль кого-то другого, если бы он не схоже с нами сам думал бы и чувствовал бы.

Научная форма понимания объективных жизненных отзывов есть «толкование», её высшая форма – интерпретация того письменного свидетельства, в котором воплощается духовная жизнь. Наука этого искусства интерпретации, герменевтика, включает смысл жизненных отзывов, когда она базируется на историческом знании, с помощью которого раскрывается историчность духовных действующих связей при структурном анализе. «Все гуманитарные науки покоятся на изучении уходящей истории вплоть до существующего в настоящем». «Человек познаёт себя только в истории».

Таким образом, по этой теории историзм как бы теряется в прошлом и она не в состоянии достоверно объяснить современные научные проблемы, ограничиваясь собранием бесконечного числа исторических фактов, без того, чтобы из них вывести всеобщие закономерности. Такую историческую науку, которая изучает только историю своего объекта, упуская его актуальную проблематику. Ницше считал наукой антикварной, неспособной действительно ответить на решающие жизненные вопросы.

Другое направление, которое обозначает педагогику как неисторическую науку и в этом понимании находится пол влиянием позитивизма, стремясь к идеалу точного знания фактов, отказываясь от истории современности и концентрируясь непосредственно на факте. Для этого направления истоком всего знания является одна данность, т.е. «позитивные» факты. Вопросы, которые возникают сверх этого, оно держит в своем теоретическом и методологическом основании. По образцу позитивизма, экспериментальная педагогика стремится быть наукой чистых фактов. Она собирает и систематизирует эмпирические педагогические факты в смысле естественных наук и пытается представить их в педагогическом положении вещей, положив в основу законы с математической точностью. Для представителей экспериментальной педагогики единственным фундаментом педагогической науки являются знания, добытые через эксперимент. Историческая величина возникающих вопросов остаётся без внимания; она для них ошибочна. Исследуются исключительно актуальные педагогические факты. Как исследовательские методы служат: систематическое наблюдение, статистика и эксперимент, Каждое педагогическое явление воспринимается как последствие причины. Предполагается, что каждое действие духовное процесса обязано эксперименту. В этой связи нужно упомянуть и дескриптивную педагогику.