Педагогическое тестирование как средство повышения качества учебного процесса
Тестовое задание должно отвечать целому ряду требований. Оно должно иметь четкую форму, отличаться предметной чистотой содержания, быть логически правильным, технологичным, иметь известный уровень трудности и коррелировать с выбранным критерием. Из перечисленных требований следует, что тестовые задания должны обязательно проверяться эмпирически. От таких заданий следует отличать задания в тестовой форме, у которых отсутствуют системообразующие свойства например, система заданий не организована по принципу возрастания трудности.
Качество тестов традиционно оценивается двумя основными критериями.
Первый — надежность теста, ассоциируемая с точностью измерения, которая определяется воспроизводимостью полученных результатов на том же контингенте испытуемых, использованием параллельных тестов или других методов контроля.
Второй критерий - валидность теста, определяемая обычно как его способность измерять именно то, что он призван измерять по замыслу автора. При проверке ТП на валидность он подвергается экспертной оценке. Чтобы исключить угадывание, из общего суммарного балла вычитают корреляционные по угадыванию, т.е. количество баллов, которые могут быть получены обучающимися при этом, убирается.
Все задачи педагогического контроля можно условно разделить на два класса. В один класс входят задачи, связанные со сравнением учебных достижений обучающихся. Они решаются нормативно-ориентированным тестированием. В другой класс входят задали, связанные с оценкой степени овладения учебным материалом. Они соответствуют критериально-ориентированному подходу.
В основе нормативно-ориентированных ТП лежит сопоставление индивидуального балла испытуемого с тестовыми баллами, полученными другими испытуемыми из той же группы. Известно, что уровень подготовки учебной группы зависит от многих факторов: состава группы, доминирующей мотивации в обучении, качества преподавания, и даже количества занятий, попавших на праздничные дни. В качестве недостатка названного класса тестирования важно указать и такой: испытуемый из слабой группы, показавший в своей группе наилучший результат, может оказаться среди отстающих при сравнении его балла с результатами тестирования в сильной группе.