Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха

Отмечаются следующие типичные отклонения в письме слабослышащих:

1) смешение сходных по звучанию и месту образования звуков:

а) смешение звонких с глухими: «тершит» — держит, «ситит» — сидит;

б) смешение шипящих со свистящими: «сапка» — шапка, «масина» — машина;

в) смешение аффрикат с составляющими Их звуками:

«тулки» — чулки, «свиты» — цветы;

г) смещение р и л;

д) смешение проторных с и з со смычными т и д: «зерево» — дерево;

е) смешение рь и ль с й: «стреять» — стрелять, «лябико» — яблоко;

2) отсутствие смягчений: «стрылают лису», «всу корзину»; лишние смягчения: «бросил пальку», «сидит на ельке»;

З) пропуски согласных при сложных стечениях: «сречил» — встретил, «мервый» — мертвый, «оманул» — обманул;

4) пропуски безударных частей слова: «метай» — подметает, «дивай» — надевает.

Если обратиться к произношению тех детей, которые допускают указанные ошибки на письме, то можно отметить, что нарушения произношения в этих случаях не очень заметны. Здесь могут броситься в глаза только некоторая смазанность артикуляции и как бы своеобразный акцент.

При детальном изучении устной речи таких детей выясняется, что за этими внешними явлениями скрывается неполное овладение звуковым составом слова, которое выражается в недоговаривании или неточном произношении тех элементов слова, которые полностью не схватываются в слуховом Восприятии ребенка.