Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха

Специальное образование глухих

Л.С. Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей максимальное использование всех видов речи, доступных для неслышащего ребенка, и подчеркивал важность индивидуального, дифференцированного подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения.

В СССР и России на протяжении многих десятилетий была

принята только одна, ставшая традиционной, педагогическая систем обучения глухих — на основе языка словесной речи.

Современная сурдопедагогика глухих находится в состоянии

поиска новой образовательной парадигмы, так как значительные

по своей глубине и размаху демократические и гуманистические

тенденции в развитии мирового сообщества принесли в последние

десятилетия новый опыт образования и социальной интеграции

глухих, связанный с их борьбой за свои гражданские права, а

также с новыми научными данными лингвистических и психолингвистически исследований жестового языка.

Отечественной сурдопедагогике предстоит разработать новую

концепцию образования детей с недостатками слуха, основанную

на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в образовании неслышащих. Рассмотрим две основные педагогические системы обучения глухих, которые предлагаются сегодня как за рубежом, так и в России.

Педагогическая система билингвистический подход является