Педагогические функции проблемного обучения
Следует признать, что обобщение передового опыта затруднено в силу того, что недостаточно четко определены теоретические критерии, по которым следует рассматривать конкретный опыт проблемного обучения. Теоретическое осмысление передового опыта и выделение его принципиальных, сущностных сторон с последующей адаптацией к конкретным условиям нужда-ются в прочной опоре на теорию и научное решение основных дидактических вопросов, раскрывающих особенности проблемного обучения.
Задача обобщения передового педагогического опыта достаточно сложна также в связи со сложной технологией проблемного обучения, направленной на управление эвристическими способами учебного познания и педагогическим проектированием исследовательской логики учебного процесса. Творческая деятельность — явление сложное, отсюда возникают трудности в педагогическом управлении. Вместе с тем нельзя не видеть, что передовым опытом, как правило, обладает личность, имеющая большой уровень активности, устойчивую внутреннюю позицию, высокую требовательность по отношению к своим профессиональным обязанностям, профессиональным умениям в решении педагогических задач. Именно такой педагог, с присущим ему высоким уровнем педагогической рефлексии, может осуществлять проблемное обучение в высшей школе.
Проблемное обучение свойственно высококвалифицированному педагогу, гармонично сочетающему глубокое знание конкретной науки с технологически ориентированными специальными знаниями в области психологии, педагогики и методики, способному определять перспективы развития обучающихся, научно обоснованно распредмечивать подлежащую усвоению информацию, методологически грамотно и творчески управлять учебной деятельностью.