Педагогические функции проблемного обучения

— педагогическое регулирование учебной деятельности в процессе проблемного обучения;

— личностный подход к учащимся в системе проблемного обучения и т. д.

В вузовской подготовке учителя не получили методического решения: задачи построения способов проблемного обучения студентов; задачи, стимулирующие эвристические процедуры; составление и разработка системы заданий, обучающих студента профессиональной педагогической деятельности на основе проблемного обучения.

Если исходить из того, что все эти вопросы имеют прямое отношение к реализации проблемного обучения, то следует признать наличие объективных препятствий для его широкого распространения в практике обучения в высшей школе. В результате создавшегося положения в практике обучения наблюдается недостаточно глубокое понимание сути проблемного обучения, имеют место различные его трактовки, отсутствуют научные обоснования для применения проблемного обучения на практике — все это в значительной степени снижает методический уровень преподавания и вместе с ним профессиональную подготовку учителей.

При этом необходимо иметь в виду, что перспективность проблемного обучения убедительно доказана как в теории обучения, так и на практике. Проведенные исследования свидетельствуют о его высокой результативности. Эффективность проблемного обучения проявляется в связи с формированием знаний, развитием активности, сознательности и самостоятельности студентов, воспитанием творческого подхода в профессиональной деятельности. Поэтому следует признать закономерным, что проблемное обучение все шире проникает в преподавание высших учебных заведений. Много ценных методических находок в проблемном построении учебного процесса содержит передовой опыт преподавателей вузов. Проблемное обучение широко обсуждается на совещаниях, научно-практических конференциях.