Педагогические функции проблемного обучения

Адаптация выпускника вуза к работе педагога в школе во многом протекает быстрее и успешнее, если при подготовке студентов созданы условия для творческого учебного труда, направленного на активное получение знаний и профориентацию. При этом имеется в виду не только наращивание и углубление знаний в области конкретного предмета, что обычно осуществляется с помощью спецкурсов, но и оптимизация методов педагогического руководства учебной познавательной деятельностью. Если проблема улучшения предметной подготовки, как правило, достаточно успешно решается в вузе, то методическое направление в ряде случаев отстает и нуждается в специальном внимании. Одним из досадных положений служит и тот факт, что учебно-исследовательская работа студентов обычно рассматривается исключительно в плане курсовых и дипломных работ, несомненно, важных и нужных звеньев учебного процесса, однако очень редко исследовательские проблемы обсуждаются на семинарских и лабораторно-практических занятиях. Методические рекомендации далеко не всегда включают эвристические задачи и задания, цель которых развивать самостоятельность мышления студентов и приобщать к исследовательскому стилю мышления.

Методы обучения в высшей школе — сегодня один из главнейших вопросов, связанных с качеством подготовки специалиста. Наряду с содержанием методы, с помощью которых организуется учебное познание, определяют уровень осознанности знаний, их гибкость, системность, конкретность и обобщенность. От того, как будет осуществлен учебный процесс, зависит, сумеют ли студенты выделять главные, существенные стороны изучаемого объекта или явления, смогут ли объяснить явление, событие, увидеть их причину и следствие, сумеют ли понять движущие силы и закономерности протекающих процессов, насколько смогут реализовать цели и рабочие задачи через систему практических действий. С помощью логических и эвристических методов формируется стиль мышления обучающихся, их профессиональная ориентация, многие качества личности.