Педагогические функции проблемного обучения

Проблемное обучение следует понимать не как автономный, конкретный метод, а как общедидактическую характеристику системы методов, технологию обучения. Попытка же рассматривать проблемное обучение наряду, скажем, с такими традиционными методами, как лекция, беседа и т.д., совершенно несостоятельна. Такой подход нарушает единство критериев описания методов и влечет за собой необоснованный перечень всевозможных способов и форм организации учебно-познавательного процесса.

Проблемность — обще дидактическая характеристика процесса обучения, которая формируется на базе специальной структуры конкретных методов и их систематизации, подчиненной целям развития. Проблемными могут быть и лекция, и рассказ, и задание, и вопрос, и т. д. Проблемность может быть свойственна изложению нового учебного материала, контролю за усвоением знаний и умений, системе заданий для самостоятельной работы. Проблемно могут проводиться лабораторные занятия, коллоквиумы, семинары, практические занятия.

Проблемное обучение основано на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность обучающихся. Эта технология формирует познавательную направленность личности, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей. Таким образом, вопрос о проблемном обучении связан с реализацией целей образования, воспитания и развития. В процессе проблемного обучения у студентов формируется теоретический стиль мышления.

Проблемное обучение можно рассматривать как технологию развивающего образования, направленного на активное получение учащимися знаний, формирование приемов исследовательской познавательной деятельности, на приобщение студентов к научному поиску, творчеству, на воспитание профессионально значимых качеств личности. В процессе проблемного обучения студенты овладевают профессиональными умениями. Основное дидактическое назначение проблемного обучения состоит в педагогическом управлении активной поисковой деятельностью обучающихся. Конструктивно проблемное обучение выражается в системе проблемных ситуаций, задач, которые надлежит решить учащимся, имеет специальную методику педагогического управления эвристическими процедурами.