Педагогические функции проблемного обучения
Основное направление в совершенствовании профессиональной подготовки учителя — повышение его творческого потенциала. Решение этой сложнейшей задачи связано с целым рядом условий, среди которых первое место занимает интеллектуализация и индивидуализация подготовки педагога в вузе.
Сегодня профессиональная подготовка учителя страдает еще излишним эмпиризмом, слабо отражает передовые технологические идеи, недостаточно глубоко интегрирует новаторские начинания и поэтому далеко не всегда вооружает будущего педагога разнообразными технологиями обучения и воспитания. Роль технологий и операциональной методики в организации учебного процесса и эффективности формирования учителя в целом достаточно убедительно обоснована в педагогической литературе и в практике высшей школы . Обучение есть основная форма руководства профессиональным становлением и развитием. Суть кризиса в педагогическом образовании состоит в противоречии двух систем — профессионального мышления и профессиональной деятельности.
Разрыв между теоретической и практической подготовкой учителя особенно ярко виден на педагогической практике студентов или на уроках начинающего учителя. Однако слабые стороны есть и у опытных учителей с той лишь разницей, что в первом случае теоретические знания есть, а опыт работы отсутствует и отсюда — не владение профессиональной деятельностью, а во втором — обратная картина: преобладает опыт, полученный на основе практики, но снижена теоретическая готовность к решению технологических вопросов. Даже лучшие находки у педагога-практика часто являются следствием обобщения собственного опыта и в значительно меньшей степени — результатом применения разработанных в технологии обучения процедур педагогического труда.
Сегодня все больше возрастает потребность в разработке технологии проблемного обучения, формирующей у студентов единство профессиональных решений с научно обоснованными практическими действиями, понимание профессиональных задач образования и педагогических технологий на концептуальном, процедурном и реализующем уровнях.