Педагогическая эвристика

Гипотеза может относиться к цели задачи, к информационной структуре и способам решения задачи. При построении гипотез часто пользуются аналогией, экстраполяцией, распространением известных закономерностей и связей между явлениями на другие объекты путем выявления косвенных признаков, сходства и различия. Поэтому эвристические приемы не могут гарантировать оптимального результата. Требуются логическое обоснование выдвинутой гипотезы, применение формальных методов, доказательств истинности гипотезы. Результатом является либо принятие гипотезы, либо ее опровержение. Так осуществляется обучение эвристическим методам решения задач, проблем. Сочетание эвристических и логических способов познания является законом педагогического управления развитием продуктивного мышления учащихся.

В учебной практике проектирование хода решения задачи должно привести к желаемому результату; гипотезы, выдвигаемые учащимися, могут быть оценены педагогом. В науке выбор решения может быть сделан не лучшим способом, решение может оказаться несостоятельным. Существует некоторый риск при выборе научного решения.

В профессиональной деятельности педагога возникают различные проблемные ситуации, решение которых неизвестно в связи с многофакторными условиями, влияющими на результативность педагогического процесса. В ряде случаев для решения проблемных задач требуется специальное исследование. Эвристическая деятельность педагога стимулирует соответствующую учебную деятельность.

Основателем педагогической эвристики является Д. Пойа.

Исторически эвристические методы известны со времен Сократа как способы обучения путем беседы, когда обучающимся предъявляются вопросы с последующим их обсуждением и обобщением.

Модель аутотренинга по развитию продуктивности мышления основана на формировании восприимчивости к новому, развитии рефлексивности и обучении интерпретированию собственных действий. Предусматриваются следующие элементы тренинга: