Педагогическая эвристика

Гипотеза часто выдвигается на интуитивной основе. Логические действия при ее выдвижении могут не осознаваться. При этом могут быть допущены ошибки. Способность совершать скачки в процессе познания имеет генетическое происхождение и может развиваться в процессе обучения на основе обобщения действий. Интуитивное выдвижение гипотезы должно быть подтверждено логической проверкой ее состоятельности. Необходимость в построении гипотезы возникает в случаях, когда отношение между информацией задачи и целью задачи характеризуется следующим образом:

информация об объекте в задаче недостаточна, чтобы установить логические связи между ней и целью задачи, есть необходимость дополнить недостающее логическое звено;

информационная система задачи сложна, системность ее не очевидна, и гипотеза может служить обобщением имеющейся информации, указывать на ее развитие и организовывать в предполагаемую систему;

причинно-следственные отношения в информационной системе задачи скрыты, с помощью гипотезы их можно выяснить.

Эвристическая деятельность всегда строится на догадке, рассуждение чередуется с интуицией. Происходит сокращение выбора возможных решений. Эвристический поиск совершается не перебором возможных способов решения, а путем отбрасывания ряда из них и выбора более целесообразных, тем самым область решения сужается. Решение осуществляется с помощью догадки о тех связях и отношениях между объектами, которые ведут к получению требуемого ответа. Присутствием догадки как скрытого процесса мышления, ход которого не осознается человеком, объясняются те затруднения, которые возникают у учащегося при вопросе о том, как он нашел способ решения. Того же порядка затруднения появляются и при анализе научных открытий. Прослеживание пути открытия наталкивается на сложность объяснения процессов, ведущих к догадке.