Педагогическая эвристика

согласование логических и эвристических способов познавательной деятельности;

проектирование учебных задач и регуляцию действий учеников;

построение логической структуры учебной информации;

обобщение опыта творческого решения учебных задач;

индивидуализацию обучения в связи с интеллектуальными возможностями учеников;

адекватность расчета уровня сложности учебных задач;

составление системы вспомогательных задач, способствующих пониманию проекта решения проблемной задачи;

организацию обмена информацией и т.д.

Эвристические способы педагогической деятельности основаны на выборе и модификации структуры учебной информации и способов постановки учебной проблемы и учебных задач.

Эвристический путь предполагает решение проблемной задачи с неполным объемом информации, задач, требующих восполнения недостающей информации посредством интуиции. Таким путем сокращается область поиска решений в отличие от лабиринтного характера решения, основанного на переборе всевозможных действий.

Технология проблемного обучения построена с учетом эвристических способов познания. Гипотетическое построение методов решения задачи, мысленное прослеживание их результативности, самоконтроль и корректировка решения — все эти действия включают эвристические способы в виде догадки о средствах достижения цели. Гипотеза строится на базе имеющихся знаний, но выходит за рамки известного, таким образом определяет тенденцию получения новых знаний. Решение задач, в том числе учебных и профессиональных, осуществляется с элементами предвидения, не может происходить без связей с имеющимися знаниями и предшествующим опытом. Расширение и углубление умений решать эвристические задачи ведет к развитию творческих способностей.