Педагогическая работа с детьми в период адаптации к детскому учреждению

Перед поступлением ребенка в ясли воспитателю следует обсудить с родителями ряд проблем: узнать его распорядок дня, поинтересоваться, как он пользуется туалетом, как засыпает и просыпается, в какое время лучше спит, умеет ли есть сам, какую пищу предпочитает, есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов (например, укачивают его на руках, поют перед сном колыбельную песню, дают соску). Воспитатель должен познакомить родителей с распорядком дня в яслях, обсудить проблему согласования его с распорядком дня, принятым в семье, полученную информацию учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

Воспитатель необходимо узнать, какой тип общения предпочитает малыш. Если превалирует эмоционально-личностное общение с близкими, нужно посоветовать родителям побольше играть с ребенком в игры с предметами и сюжетными игрушками.

Воспитатель должен знать, в какой степени ребенок владеет навыками самообслуживания. Если он привык, что все за него делают взрослые, нужно обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли в нем стремление сделать что-то самостоятельно, поддерживали желание самому есть, одеваться и пр.

Необходимо выяснить, как ребенок относится к посторонним взрослым. Если он пугается их, плачет, прячется за маму, отказывается от общения с ними, можно посоветовать родителям расширить круг общения малыша: приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в нем доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет быстрее привыкнуть к новому окружению в яслях.

Следует узнать, умеет ли ребенок общаться с другими детьми. Если он испытывает трудности в этой сфере, нужно посоветовать родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, налаживать совместную игру с ними.