Педагогическая культура социального педагога
Педагогическая культура существует в единстве своих составляющих:
- укоренившихся в данной культуре представлений о воспитании и социальной помощи (уровень педагогических взглядов и информированности);
- понимания особого содержания педагогической деятельности (уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов);
- педагогических практических приемов и методов, принятых в определенных сообществах, например в учительских коллективах разных школ или в разных национально-культурных традициях (уровень владения педагогическими техниками);
- определенного характера педагогического общения и поведения (уровень педагогического такта и интуиции);
- реальных практик, опыта педагогической деятельности в их непосредственной организации в семье и в различных сообществах, а также у конкретных профессионалов (учителей, социальных педагогов, воспитателей, преподавателей) (уровень педагогического мастерства и особенностей опыта).
Итак, обобщенно выразить суть педагогической культуры можно следующим образом: педагогическая культура — это система практически реализуемых норм и ценностных от-ношений к культивированию человека посредством его образования (воспитания и обучения). Она создает и обеспечивает растущему человеку условия для саморазвития и самореализации в системе образования и самообразования. Такова педагогическая культура в предельно широком, социально-культурном смысле слова.
Педагогическая культура социального педагога рассматривается как совокупность нравственных, профессиональных позиций, подходов, содержания, форм и методов работы, личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности.