"Парламентская газета" о профильном обучении
Представители Министерства образования и науки России объявили, что с 2007/08 учебного года школы перейдут на профильное обучение. Такое решение принято по итогам трехлетнего эксперимента в 10-х и 11-х классах, в котором участвовали 266 школ из 10 регионов.
Смысл новой системы состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность более эффективно готовиться к поступлению в вуз. Часть предметов - русский язык, литература, история, иностранный язык, математика, обществоведение, естествознание, физическая культура - остаются обязательными. Относительно прочих дисциплин школьник сам будет решать, какие изучать углубленно, а какие - поверхностно. Тем, кто не хочет выбирать, оставят привычную систему обучения - "универсальный профиль".
Профильное обучение должно залатать "дыру" между школой и вузом. Не секрет, что абитуриенту, поступающему на исторический или физический факультет, не хватает знаний из школьного учебника. Ему приходится идти на вузовские курсы или нанимать репетитора. Новая система даст школьникам возможность изучать то, что им действительно интересно и необходимо, в рамках учебного заведения среднего образования.
Специализация школ - явление для нашей страны не новое. С советских времен работают так называемые спецшколы - математические, биологические, химические, с углубленным изучением иностранных языков. Существуют школы со старшими классами разных специализаций: филологической, физико-математической, биологической. С 2005/06 учебного года будут вводиться и две другие модели.
Первая - это составление индивидуального плана для каждого ученика: на выбор старшеклассникам будет предоставлено множество углубленных курсов, а они смогут выбрать несколько из них. Второй вариант - выбирать и школы, в которых их преподают лучше. Например, если школьник интересуется химией, но в его школе нет лаборатории, он сможет также заниматься в другой школе. Таким образом, учебное расписание, обязательное для всех, будет заменено на индивидуальное. Ученикам с 8-9-го классов начнут помогать определиться с интересующими их направлениями, а также объяснят, как составлять собственный учебный план.