Парадигмы базовых моделей образовательного процесса
На рубеже 80 – 90-х гг. XX в. в нашей стране произошел переход к вариативному образованию, была провозглашена свобода педагогического творчества, теоретической разработки проблем воспитания и обучения. На учителей и воспитателей, методистов и управленцев, студентов, аспирантов, преподавателей обрушился поток отечественных и зарубежных систем, технологий, методик. Оценить их адекватно можно, лишь отказавшись от вер в существование единственно правильной всегда. везде и для всех модели образования.
Возникает вопрос: чему в конкретных ситуациях следует отдавать предпочтение – программам «Радуга», «Истоки», «Диалектика», «Развитие», «Одаренный ребенок», вальдорфской педагогике, педагогике М. Монтессори или С. Френе, системам развивающего обучения Л.В. Занкова или В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, школе самоопределения А.Н. Тубельского, адаптивной – Е.А. Ямбурга, школе завтрашнего дня Д. Ховарда, опорным конспектам В.Ф. Шаталова или методу проектов и т.д.? Чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно определить уровень квалификации педагогов, особенности и интересы детей, запросы родителей, потребности общества и государства, его финансовый и материально-технический потенциал. Необходимо уметь проникать в подлинное содержание систем, технологий, методик, которые могут быть использованы для конструирования пространства развития детей, видеть за внешними проявлениями внутреннюю сущность, глубинные механизмы реализации, определять их возможности и границы
Предлагаемая статья имеет своей задачей помочь читателю выработать систему координат, позволяющую ориентироваться в многообразии технологий и методик, идентифицировать их с традициями, уходящими своими корнями в глубь столетий.
Функцию ориентиров здесь помогут выполнить базовые модели, которые абстрагированно выражают сущностные особенности основных типов педагогического взаимодействия между учителем и учеником. Эти модели представляют собой идеальные объекты, аналоги больших классов реально существующих феноменов. Модель фиксирует остов явлении и процессов, освобождая их от деталей, случайностей, второстепенных моментов. Совокупность базовых моделей позволяет типологизировать. выявлять фундаментальную общность, которая затушевывается многообразием различий.