Особенности взаимодействия семьи с учебно-воспитательными учреждениями
Реализация социокультурных, социально-психологических и социально-педагогических принципов и методов взаимодействия образовательных учреждений с семьей на практике превращает их в «открытую» учебно-воспитательную систему, сохраняя при этом за ней статус педагогической, образовательной системы. Совмещение этих двух принципиально различных принципов и подходов в педагогической практике образовательного учреждения является достаточно сложной задачей.
Школа и община, по Дж. Дьюи, - единое целое. Его педагогика исходит из того, что именно общинные принципы жизнедеятельности побуждают человека думать, чувствовать и действовать в определенном направлении. Поэтому основной задачей является превращение школы в общину в миниатюре, в общество в зародыше. Для этого обучение в школе должно быть связано с обучением вне школы. Между школой и обществом должны быть многочисленные точки соприкосновения, иначе школа может оказаться изолированной. Ставится задача возродить тесные соседские отношения, навести порядок в хаотическом мире городского окружения, возродить утерянные личные формы взаимодействия индивидов и тем самым вдохнуть в анонимный и изолированный городской мир чувство общины, способность к формированию чувства индивидуального самосознания, безопасности, стабильности, уверенности в помощи общины, препятствовать отчуждению, конфликтам и беспорядкам. Акцент делается на том, что в современных условиях социализация ребенка в семье заменяется более совершенными формами и схемами общинного воспитания по месту жительства. Поэтому роль целенаправленной работы в общине заключается не в том, чтобы за людей решать их проблемы, а поощрять их и помогать им действовать коллективно в собственных интересах.
Задача педагога в данном случае включает стимуляцию интереса жителей квартала к некоторым проектам, таким, как развитие заботы о детях, создание общественных центров и клубов и управление ими, социальное обеспечение инвалидов и престарелых. Особая роль отводится борьбе с преступностью, которую необходимо вести в основном в рамках общины. На этом же уровне внедряются и проекты борьбы с наркоманией и алкоголизмом в школьной среде, программы стабилизации и «устройства» семьи, практика реализации которых основана на принципах консультирования семей, находящихся на грани распада, оценке ситуации, выработке и выдаче рекомендаций.