Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Смешанная модель включает в себя следующие альтернативные пути подготовки учителя профильной школы: 1) на базе университетского образования; 2) на базе магистратуры педвуза; 3) повышение квалификации педагогов на базе региональных педвузов.

1) Подготовка кадров профильной школы на базе классического университетского образования исходит из следующих особенностей:

– усиление практического компонента подготовки педагога (введение обязательной школьной практики на старших курсах или годичная практика по окончании курса теоретической подготовки);

– подготовка кадров только по специальности «Учитель профильного обучения».

Основная общеизвестная особенность педагогических кадров, прошедших подготовку в классическом университете – сочетание высокой фундаментальности предметной подготовки и относительно слабой психолого-педагогической и методической подготовки. Прежде всего, как показывает практика, такие педагоги не умеют учитывать возрастные особенностей обучающихся. На занятиях они ориентируются преимущественно на мотивированных на обучение школьников. Как правило, они не видят необходимости в использовании широкой гаммы методических приемов или не умеют их применять.

Вместе с тем опыт многих школ, уже перешедших на ПО, показывает, что перечисленные трудности практически всегда возникают на первоначальном этапе работы данной категории педагогов. В последующем происходит взаимная адаптация, большинство учащихся привыкают к требованиям учителя, к его манере вести занятия. Соответственно, происходит естественный отсев учащихся, которые приходят к выводу, что они не готовы работать в «университетском» режиме обучения, на относительно высокой степени сложности по данному профилю.