Особенности организации конспектирования учебного материала

Для обучения студентов или обучаемых работе над конспектом следует выполнять определенные правила.

Это, прежде всего, речевое акцентирование в процессе изложения. Это можно сделать либо специальной диктовкой необходимых и важных положений, либо подчеркивая замедлением темпа, повторением, громкостью то, что необходимо зафиксировать. В важности речевого акцентирования можно убедиться, проведя следующий опыт: выделить повышением голоса, замедлением, интонациями некоторые второстепенные положения. Они окажутся записанными в конспектах, а главные моменты обучаемый упустит, поскольку на занятии внимание обучаемых весьма загружено, у них нет резерва времени, чтобы самостоятельно разобраться в важности отдельных частей учебного материала.

Возможна диктовка учебного материала. Но эту диктовку нужно делать с целесообразной скоростью. Допустимую скорость диктования следует определять по одному или двум активно работающим студентам. В процессе написания следует делать паузы, а, заметив обращение обучаемых к соседу, следует повторить сказанное. Но диктовка не должна превращаться в сплошной диктант, ибо в этом случае у обучаемых после лекции в голове не останется ничего.

Диктовка должна сочетаться с рассуждениями, обобщениями, совместной мыслительной деятельностью. Именно в этом случае будут реализованы все особенности процесса восприятия информации. Усвоение материала улучшится повторением деятельности по усвоению в форме написания.

Конспектирование служит средством усиления скорости перехода в долговременную память и средством активизации внимания обучаемых.

При этом возможны различные последовательности действий участников образовательного процесса.