Особенности организации конспектирования учебного материала

- результат оценки на экзамене зависит от глубины усвоенного материала, которая не может быть полной при изучении только конспекта.

Для любого человека составление конспекта в темпе, задаваемом извне, - это нелегкая работа, которая требует большого умственного напряжения. Обучаемый в таких условиях может успеть отразить в конспекте лишь описательный материал, понимание которого не требует усилий и который, по большей части, вообще нет смысла записывать. Писать и вникать в логические рассуждения преподавателя, его математические выкладки, формулировать воспринимаемое для записи, формулировать достаточно точно, чтобы потом самому было понятно, обучаемому всегда очень трудно.

Иными словами, студенты при написании конспекта часто пишут, почти не поднимая головы и не вникая в смысл записываемого. Поэтому, в некоторых случаях обучаемые вообще отказываются от конспектирования и только слушают учебный материал или только конспектируют.

При преподавании технического учебного материала преподаватель, излагая вопросы, требующие точных формулировок или вообще не освещенных в доступной форме в учебнике, должен четко представлять себе конспект учащихся и навязывать им его основную часть.

Известно, что в 1965 г. в Парижском университете на факультете искусств было принято постановление использовать два вида лекций:

- быстрый, т. е. читать так, что «ум может понять, но рука не успевает записать»;

- медленный, при котором слушатель может записать.

При сравнительном анализе первый метод был признан лучшим, поскольку у слушающего образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного. Но на сегодняшний день большой удачей для преподавателя является возможность встретить учеников, которые способны работать на лекции второго типа. И для того, чтобы это было возможно, следует их этому научить. Именно поэтому надо уже на первом курсе начинать учить обучаемых работать на занятии. В самом начале, на первом курсе, нужен подробный диктант. Затем постепенно его можно делать менее подробным, но четкость параграфов, нумерация формул должны сохраняться.