Особенности оценивания качества обучения
Концептуально создание обучаемыми ИОП не является чем-то принципиально новым, поскольку учащиеся и студенты всегда готовили рефераты на основе материалов и тех дополнительных ресурсов, которые им приходилось отыскивать самостоятельно. Новые информационные технологии позволяют определенным образом структурировать эти ресурсы, формируя из них базы данных, даже базы знаний – основы своего рода экспертных систем, но ориентированных на определенного пользователя – самого обучаемого. Именно поэтому эти разработки могут иметь самую разнообразную структуру, основываться на применении различных информационных технологий – наиболее доступных и удобных для обучаемого. Преподаватели должны всячески поощрять такую продуктивную деятельность, не стараясь особенно ограничивать обучаемых в выборе средств материального воплощения ИОП. Обучаемый может, начав формирование ИОП даже с самых поверхностных знаний (например, на уровне определений), постепенно улучшая качество владения основными понятиями, сформировать структурированные и глубокие представления о сути объекта изучения. Неформальный анализ педагогом того, как по прошествии времени изменяется Web-страница или база данных, подбираемых обучаемым, поможет оценить не только качество обучение, но и самостоятельность, склонность к исследовательской работе, креативность и ответственность, профессиональные устремления и предпочтения обучаемого.
Материальный компонент индивидуального образовательного пространства в простейшем случае может быть реализован как пакет мультимедиа-информации с простыми и наглядными связями между различными ресурсами (текст, графика, видео, страницы Internet). Создание тематических каталогов взаимосвязанных ресурсов Internet может служить отдельным заданием, технически доступным всем обучаемым. Структура созданного комплекса, характер заложенных в него связей могут служить надежным индикатором как глубины освоения изучаемой дисциплины, так и развития системного мышления, уровня поисковой, творческой деятельности. Подобная работа может выполняться в рамках коллективных проектов, но здесь от преподавателя потребуются дополнительные и весьма значительные усилия по разграничению степени участия в проекте отдельных членов группы.