Особенности оценивания качества обучения
Очень важно то, что благодаря возможностям информационных технологий удается совместить диагностику развития и обученности, учитывать личностные особенности испытуемых при проведении автоматизированного предметного тестирования. Например, исходя из показаний диагностики быстроты реакции обучаемого, его психоэмоционального состояния, можно индивидуально подбирать контрольное время, выделяемое для прохождения предметного тестирования, тип заданий (известно, что у некоторых испытуемых тестовые задания открытого типа вызывают состояние тревожности, влияющее на показатели). Очень интересным направлением является создание обучающих программ, настраивающихся на определенного обучаемого и выводящих итоговые результаты процесса обучения, исходя из комплексной диагностики его личностных качеств и обученности: определение социотипа, креативности, уровня компетентности учащихся в заданной тематике.
Почти все разновидности существующих тестов могут найти применение в учебных заведениях: тесты интеллекта, общих и специальных способностей, личностные тесты. Все они постепенно становятся необходимым инструментом школьных психологов, а педагогам и администрации часто приходится действовать в соответствии с тем, какие результаты дало их проведение.
Индивидуальное образовательное пространство. Наряду с необходимостью оценивания качества знаний по той или иной учебной дисциплине не менее важна оценка познавательной деятельности обучаемых, их творческой активности. Очевидно, что здесь тестирование оказывается просто неуместным. Зеркалом продуктивной, творческой деятельности обучаемых может стать материальный компонент их индивидуального образовательного пространства (ИОП) – представление системы полученных знаний с охватом близких предметных областей с помощью современных информационных технологий. В зависимости от вкусов и возможностей обучаемого это может быть компьютерная программа или база данных, электронный конспект или Web-сайт.