Особенности методики проведения уроков информатики с использованием средств ИКТ
К настоящему времени наиболее часто в педагогике используется следующий подход к определению уровня сложности тестового задания, основанный на выделении четырех уровней усвоения знаний .
Первый, самый простой, уровень — уровень узнавания. Все ответы представлены на экране, ученик «узнает» правильный.
Второй, более сложный, уровень — уровень распознавания, воспроизведения (алгоритмический). Ученик должен вписать правильный ответ, воспроизвести его.
Третий, самый сложный, уровень, реализуемый в тестирующих системах, — уровень применения знаний в привычных условиях (эвристический). В соответствии с известной стандартной методикой ученик выполняет задание, упражнение, решает пример, используя знания теории. Так как делает он это впервые, после решения задачи, выполнения упражнения или задания он имеет право воскликнуть: «Эврика!».
Четвертый уровень усвоения учебного материала невозможно выявить с помощью теста; для этого используется портфолио достижений, выполняются учебно-исследовательские проекты. Это уровень применения знаний в новых условиях, творческое применение знаний.
По результатам тестирования можно рассчитать критерии эффективности предложенной системы мер на уровне знаний к (В. П. Беспалько). Отношение числа правильно выполненных учеником заданий теста А к общему числу предложенных ему заданий позволяет определить коэффициент усвоения, измерить и оценить усвоение учебного материала на том или ином уровне: Коэффициент усвоения ка может принимать значения от 0 до 1. По его величине судят о завершенности процесса обучения. Процесс обучения считается завершенным, если коэффициент усвоения по проектируемому уровню ка > 0,7.
В этом случае считается, что и в последующей деятельности обучаемый способен совершенствовать знания в процессе самообучения.