Основные предпосылки возникновения методик профессионального обучения

Другим противоречием в системе профессионального образования является противоречие между низким уровнем общеобразовательной подготовки обучаемых и требованиями к специалисту на рынке труда. Это положение связано с тем, что в современной средней школе преобладают, как правило, репродуктивные методы обучения, которые не развивают творческий потенциал учеников, не способствуют формированию его умений работать с информацией, выделять в ней главные положения, анализировать и систематизировать ее и т.д. Тогда как современный специалист должен не только владеть информацией, но и уметь применять ее в различных профессиональных ситуациях.

Кроме этих основных противоречий, в системе профессионального образования существует и ряд других, связанных с требованиями к современной системе обучения и наличием дидактических и технологических средств. К ним, например, относится противоречие между трудозатратами педагога и средствами оценки его труда и др.

Таким образом, в современной педагогике профессионального образования появляется ряд проблем, главными из которых являются определение оптимального объема информации, который должен быть доведен до специалиста, и наиболее эффективных способов его обучения. Иными словами, в современном профессиональном образовании возникла проблема - как с минимальными затратами средств и времени получить максимальный результат обучения и подготовить квалифицированного специалиста. По сути, все эти проблемы составляют проблему оптимизации обучения, которая должна решаться с помощью методики профессионального обучения. В данном случае сама методика профессионального обучения из учебного предмета превратилась в науку, главной задачей которой является поиск таких способов обучения, которые позволили бы превратить процесс обучения в целенаправленный механизм с заранее запрограммированным результатом.

Задачу оптимизации обучения должен уметь решать каждый преподаватель в рамках своего курса при подготовке и осуществлении учебного процесса. Именно исходя из этого, в программу образования инженера-педагога введен учебный курс «Методика профессионального обучения» , целью которого является сформирование умений оптимизировать систему обучения и создание собственных систем обучения, которые позволяли бы с минимальными затратами времени и средств обучить квалифицированного специалиста.