Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий
Современная теория обучения исходит из того положения, что формирование опыта обучаемых проходит не только путем выявления и развития способностей, заложенных от рождения, но и путем усвоения видов и способов познавательной деятельности, которые составляют познавательный опыт человечества. Как отмечает Талызина Н. Ф., «Человек силен тем, что стоит на плечах предыдущих поколений и использует их многовековой опыт. Он не родится с готовым логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, но он и не открывает их каждый раз заново. То, что было известно обществу заранее, он усваивает в процессе жизни. Образование формирует «опыт личности».
В современной педагогической литературе под опытом понимается система материальных общественных предметов и способов практической деятельности с ними, а также система идеальных объектов-понятий, знаний и умственных действий с ними. Опыт представляет собой взаимосвязанный набор способов и видов деятельности, которые можно подразделить по различным признакам. Такое подразделение опыта влечет за собой выделение сквозных компонентов содержания образования. Особо следует остановиться на опыте, как единстве теоретической и практической деятельности.
Эти виды деятельности имеют ряд отличий, связанных с тем, что теоретическая деятельность не приводит к возникновению изменений в предметах или явлениях, но позволяет предвидеть их. В ней не очень важен процесс получения результата, тогда как в практической деятельности этот процесс определяет конечный продукт. Несмотря на имеющиеся отличия, данные виды деятельности тесно взаимосвязаны между собой и имеют ряд общих особенностей и закономерностей при их формировании.
Эти взаимосвязи проявляются в том, что теоретическая деятельность позволяет без внешних изменений в объектах предвидеть их, представить результаты и продукты практических действий. Теоретические действия являются ориентиром для человека и без них практика «слепа». Очевидно, что для выполнения любого действия необходимы четкие ориентиры, иначе действие будет выполнено ошибочно или на его выполнение потребуется слишком много времени и средств. Исходя из этого, при обучении главное внимание следует уделять не внешней практической части, а внутренней его стороне. Это верно, как и то, что когда у человека не получается какая-либо работа, то говорят, что у него неумелые руки, хотя это неверно. Дело не в неумелых руках, а в неумелой голове, ибо руки всегда подчиняются голове. Иными словами, исполнение всякого познавательного действия невозможно без опоры на соответствующие познавательные умения.