Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

Как видно из всего вышеизложенного, содержание представленного процесса усвоения реализует единство деятельности преподавателя и обучаемого. На основе этого представляется возможным дать окончательное определение понятию технологии обучения и определить их классификацию.

Для классификации технологий обучения выделим ряд определяющих характеристик, отражающих их разные стороны. Часть из них относится к внешним, влияющим извне на процесс деятельности, другая часть - к внутренним, включенным в сам технологический процесс. При этом необходимо иметь в виду, что в учебном процессе одновременно могут использоваться различные технологии обучения.

Первая характеристика зависит от дидактической цели и функциональных элементов процесса усвоения. Данная характеристика является самой приоритетной, учитывая, что она соответствует одному из основных этапов обучения.

Вторая характеристика технологий обучения зависит от характера процесса взаимодействия или определяется преобладающей формой организации учебной деятельности:

- индивидуальное взаимодействие;

- групповое или фронтальное взаимодействие;

- направленно-дифференцированное взаимодействие.

Третья характеристика технологий обучения определяется ориентацией на уровни усвоения и характер познавательной самостоятельности обучаемых и составляет такие разновидности:

- репродуктивные;

- проблемно-развивающие;