Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

После этого начинается этап формирования действий, который, согласно теории поэтапного формирования, представляет собой последовательный переход от одной формы действий в другую. При этом на первом этапе действие выполняется в материализованном виде. В этом случае происходит работа с материальными объектами. В этом случае работает сенсорная память, и действие выполняется с участием рецепторов .

На следующем этапе надобность в материальных или материализованных действиях отпадает, но при этом может сохраниться непроизвольное обозначение предметов действиями рецепторов. Однако перцептивные действия в данном случае считаются дополнительными.

На следующем этапе действие выполняется в речевой форме без опоры на материальные объекты. В этом случае в работу в основном включается оперативная память, которая систематизирует, синтезирует, обобщает учебный материал. При этом усиление раздражителя осуществляется за счет повторения вслух, написания, проговаривания. Действие сначала осуществляется в развернутом виде, без пропуска каких-либо операций, и лишь на заключительной ступени некоторые операции выполняются молча, во внутренней речи «про себя».

На последнем этапе действие не сопровождается громкой речью, проговаривание в основном происходит про себя. Все действия совершаются в умственной форме. Обучаемый должен выполнять разнообразные действия во внутреннем плане сознания без опоры на какие-либо внешние средства, включая и внешнюю, слышимую речь, что отличает умственные действия от других их видов. Иными словами, обучаемый умеет выполнять действия наизусть, в уме.

После этого действие алгоритмизируется и может быть выполнено с достаточной прочностью, и может быть перенесено на различные ситуации. Информация об этом действии прочно заложена в долговременную память и может быть в любой момент использована для решения различных задач.

Одним из примеров освоения умственного действия является обучение детей арифметическим операциям сложения и вычитания.