Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

Ориентационная часть действия - это та система условий, которые необходимы для осуществления деятельности. Она включает информацию о совокупности цели, условий, средств и способов осуществления деятельности.

Исполнительная часть действия обеспечивает заданные приращения в объекте действия и включает систему последовательно выполняемых действий в разных формах, направленных на достижение цели.

Контрольная часть действия связана с контролем за ходом его выполнения и сопоставлением полученных результатов с заданными эталонами. С ее помощью определяется корреляция исполнительной и ориентировочной частей действия.

Действие, кроме формы, имеет и другие характеристики, а именно: обобщенность ; осознанность , прочность . Все эти характеристики существенно влияют на выбор цели обучения, при определении которой следует не только определять необходимые действия, но и определять, какими показателями их следует характеризовать.

В свете приведенных выше положений, предмет деятельности по разработке технологий обучения может быть представлен как процесс обучения, описанный в форме действий, которые совершает обучаемый на каждом из этапов усвоения опыта в соответствии с логикой интериоризации или логикой информационной модели восприятия информации.

Рассмотрим схему освоения нового учебного материала в соответствии с теорией формирования умственных действий .

На следующем этапе обучаемому сообщают ориентиры будущей деятельности, иными словами, происходит формирование ООД. На данном этапе работают сенсорные действия, которые позволяют воспринимать информацию и отправлять ее в кратковременную память, с тем, чтобы в дальнейшем перевести часть информации в долговременную память.