Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

Умственная форма действия указывает на тот уровень освоения его обучаемым, когда он способен выполнить все в уме, без какой-либо опоры на внешние, материальные или громко речевые ориентиры. Действие полностью переходит в умственный план, из внешнего превращается во внутреннее, из материального, объективного в психическое субъективное. Структурными элементами действия в этом случае являются образные представления, понятия, мыслительные операции, выполняемые в уме, про себя, наизусть.

Кроме этих трех основных форм, характеризующих ступени или уровни овладения новыми действиями обучаемыми, различают перцептивную форму действия, которая характеризует умение воспринимать всеми органами чувств и осуществлять при этом чувственное действие .

Описываемые действия включают не только рабочие, но и эмоциональные, мыслительные, анемические, волевые действия. Все эти действия формируются у обучаемых на соответствующих этапах обучения. Так, например, психомоторные действия вырабатываются посредством выполнения упражнений на этапе исполнительных действий. Волевые и эмоциональные действия формируются на мотивационном и ориентационном этапах посредством осознания цели и возможных путей её достижения, появления мотивов.

Эмоциональные действия, которые отражают не сами явления и процессы, а отношения к ним обучаемых. При правильном их формировании на первых этапах обучения они способствуют улучшению результата обучения. Чрезвычайно важным является формирование такой ориентировочной основы, чтобы выполняемая профессиональная деятельность была ясной и понятной обучаемым. Это снимает напряжение и отрицательные эмоции, мешающие процессу усвоения учебного материала.

Мыслительная деятельность, как правило, сопровождает все этапы познания, но в большинстве своем она преобладает на этапе формирования исполнительных действий в процессе решения задач и заданий.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, действие считается освоенным, когда оно сформировано в умственной форме. Это связано с тем положением, что всякое хорошо освоенное действие - это такое действие, которое субъект деятельности способен полностью от начала до конца представлять в уме и мысленно уметь его выполнять.