Основные положения теории поэтапного формирования умственных действий

С другой стороны, умственные способности также можно формировать при обучении простым двигательным навыкам. В этом состоит возможность принципа наглядности в обучении. Ибо без практики теория остается невостребованной, и процесс обучения или усвоения теоретической,1 деятельности является завершенным только при его реализации на практике .

В свете теории поэтапного формирования деятельности предмет деятельности при разработке технологии обучения может быть представлен в форме последовательно осуществляемых обучаемым и преподавателем действий. Этот опыт, как уже отмечалось, включает теоретическую и практическую деятельность.

Именно это положение лежит в основе деятельностного подхода к обучению, согласно которому единицей учебной деятельности является действие.

Иными словами, центральным звеном теории поэтапного формирования является действие, к правильному профессиональному выполнению которого готовится обучаемый. При этом, как уже отмечалось, целью обучения выступает формирование умения действовать или правильно совершать все входящие в осваиваемую деятельность операции. Рассмотрим более подробно понятие «действие» и его характеристики.

Действие - это произвольная преднамеренная активность субъекта, направленная на достижение осознаваемой цели, которая, о свою очередь, основана на каком-либо мотиве. Иначе говоря, действие всегда совершается для чего-то и ради чего-то . Действие побуждается при этом не самой целью, а мотивом той деятельности, в состав которой оно входит. Иными словами, осуществление всякой деятельности начинается с выработки отношения к ней субъекта этой деятельности, которое и определит тот мотив, который станет побуждением к действию, вызовет определенные стимулы и его мотивацию и определит его ответную реакцию.

Цель и мотив деятельности могут совпадать, а могут и не совпадать.

Так, например, цель - получить диплом об образовании, а мотив, в одном случае - желание продвинуться по служебной лестнице или просто где-то переждать достижения определенного возраста, в другом случае - получить хорошие профессиональные знания и умения . Как видно, при одной и той же цели у разных людей мотивы могут не совпадать. Как видно, в первом случае мотив и цель не совпадают, во втором - совпадают.