Основные концепции социальной педагогики
Социальная педагогика опирается в своем развитии на определенную совокупность положений различных наук и накопленный опыт практической социокультурной, правовой, социально-психологической, медико-оздоровительной, реабилитационно-психотерапевтической, педагогической и других форм и способов поддержки личности.
Процесс развития научной социальной педагогики характеризуется такими признаками, которые в совокупности доказывают ее самостоятельность и выражают тенденцию к разграничению с практикой и смежными научными областями: продолжающееся уточнение объема, структуры, уровней объектно-предметной области и явлений, содержащих в себе социально-педагогический смысл; формирование и разработка понятийно-терминологического аппарата; выявление закономерностей, отражающих специфические взаимоотношения и взаимодействия в социально-педагогическом пространстве; появление совокупности теорий, гипотез, концепций неэмпирического происхождения; усложнение структурно-содержательной части социальной педагогики, выделение разделов, направлений и т. п.
Анализ научной литературы, историко-педагогический и проблемно-страноведческий анализ дали возможность выделить общее и специфическое в социально-педагогических теориях и идеях. Общее позволяет увидеть преемственность в развитии науки. Общими являются:
- философско-этическая основа социально-педагогических идей и теорий, состоящая из базовых общечеловеческих ценностей;
- методы и средства научного познания, общие для многих гуманитарных наук;
- универсальные философские и педагогические категории. Специфика определяется историей страны и развитием
науки, социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными, культурно-этническими особенностями, философией, системой образования. Различия выявляются в теоретических обоснованиях, статусе науки, структуре, содержании и системе подготовки научных кадров.