Основные факторы успешности обучения педагогическим технологиям

Между рассматриваемыми полюсами технологий существует множество переходных форм. Согласно уровню продуктивности учебно-познавательного процесса технологии можно строить по принципу больше—меньше, путем смены доминирующих методов и методических приемов, включенных в технологию. В педагогической практике чаще всего встречается сочетание разных технологий. Ведущими становятся то информационные технологии, то задачные. Динамика смены технологий обусловлена целью, предметом изучения и возрастными интеллектуальными возможностями учащихся.

Опыт показывает, что технологическая структура управления учебной деятельностью во многом зависит от профессионального мастерства педагога и предпочтительности в выборе технологии обучения. С этими факторами нельзя не считаться в практике обучения. Однако технологии обучения рассчитаны на объективно существующие условия, присутствующие независимо от личности педагога. Надежность их должна быть выверена на достаточно большом массиве опытных данных. В ином случае технологические и методические находки педагогов могут рассматриваться как личный опыт.

Творчество педагога проявляется в умении проектировать и реализовывать различные технологии обучения, находить их сочетания и определять оптимальность конкретных технологий обучения. При функциональной целостности процесса обучения технологические приемы дополняют друг друга, компенсируют недостаточную эффективность каждой из них и создают оптимальные условия для развития учебного процесса. В педагогическом процессе должны быть гармоничное единство логических и эвристических методов учебного познания, различные сочетания слова и наглядности, алгоритмических способов организации учебного познания и интуитивных решений педагогом ситуативных задач, эмпирических и теоретических приемов познания.

Работа педагога связана не только с реализацией целостных технологий обучения, но с технологическими приемами и методами обучения.