Основные факторы успешности обучения педагогическим технологиям

В качестве стимулирующих факторов в процессе обучения используются разнообразные средства наглядности. О необходимости их применения знают все педагоги. Функции наглядности определяются в связи с видами наглядности и способами включения их в технологии обучения. Кроме натуральных видов наглядности и аналогов изучаемой действительности применяется абстрактная наглядность в виде схем, графиков, диаграмм и других способов графического изображения изучаемых закономерностей. С их помощью выявляются скрытые свойства объекта или явления, процесса. Обращение к наглядности способствует включению в процесс обучения зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, тем самым расширяются возможности восприятия. Значительно меньше уделяется внимания наглядности с точки зрения ее интеллектуальной функции. И в школьном, и в профессиональном обучении главное внимание сосредоточено на усвоении учебной информации с помощью наглядных средств, а задачи управления операциями обобщения и конкретизации остаются вне поля зрения. Между тем развитие интеллектуальных операций является функцией наглядности. Имеющаяся возможность обогащения знаний о познавательной деятельности упускается при подготовке учителя. В профессиональной подготовке этот факт следует оценить как недостаточно квалифицированный педагогический процесс.

Технологии обучения отличаются друг от друга по структуре учебной информации. Самыми крайними технологиями по уровню организации интеллектуальной деятельности будут репродуктивные и творческие. Первые направлены на восприятие готовой информации, ее понимание и запоминание. Качество этих технологий определяется по следующим результатам: истинность знаний, их полнота, осмысленность, сохранение в памяти. Технологии, стимулирующие творческую познавательную деятельность учащихся кроме названных свойств знаний формируют способности перестраивать имеющиеся знания, получать новые знания самостоятельно, преобразовывать знания в действия, применять логические и эвристические способы познания, ориентироваться в инновационной образовательной среде. Технологии, предусматривающие творческий процесс познания, обучают теоретическому содержательному обобщению, свертыванию знаний на основе обобщения и развертыванию знаний путем его конкретизации, сочетанию логических и эвристических процедур при решении нестандартных задач.