Основные факторы успешности обучения педагогическим технологиям

На процесс исполнительской деятельности оказывает большое влияние контроль и оценка действий с позиции их полезности и эффективности. Способность ретроспективно оценивать свои действия и вносить в них необходимые коррективы обеспечивает гибкость педагогической системы, ее адаптивность к условиям преподавания. Рефлексивные действия педагога требуют интеллектуальных операций, направленных на анализ, оценку педагогического воздействия на учащихся и построение вспомогательных моделей процесса обучения, выправляющих тенденцию его развития.

Все звенья обучающего процесса являются характеристиками структурных компонентов решения педагогических задач. Эвристические и логические элементы присутствуют во всех элементах структуры. Они проявляются в той или иной степени в зависимости от уровня продуктивности деятельности. Творческие элементы входят в состав структуры проблемного обучения в наивысшей степени.

Структура профессиональной деятельности, оставаясь неизменной, подвергается содержательному преобразованию в связи с предметностью преподавания и способами учебно-познавательной деятельности. Специфика изучаемого предмета отражается на информационном составе действий, а методы познания испытывают влияние со стороны исследовательских методов науки.

Технологии обучения должны гармонично сочетаться между собой, составлять систему, отвечающую условиям достижения целей. Каждая из технологий имеет свои преимущества. Если в проблемных технологиях, их задачных и диалогических формах доминируют эвристические пути, то в информационных технологиях представлены главным образом логические способы познания. Объяснительно-иллюстративная технология обучения является исключительно учебной технологией в передаче информации учащимся, ее основная характеристика состоит в интерпретации научных фактов и закономерностей, изучаемых учащимися. Посредством этой технологии обучения осуществляется не простая передача информации, а с элементами объяснения причинно-следственных связей явлений, доказательствами и логическими выводами. Научное содержание претерпевает глубокую педагогическую адаптацию с ориентацией на понимание и формирование у учащихся личностного смысла в приобретении знаний.