Основные факторы успешности обучения педагогическим технологиям

Деятельность педагога направлена на решение профессиональных задач, которые возникают по мере реализации программы действий. Решения определяются целями, порождающими мотив деятельности. Целеполагание — первый этап деятельности — перерастает во второй — планирование, проектирование программы действий. Чтобы составить программу действий, необходимо знать, какие действия и в какой последовательности следует произвести. Решение этих вопросов проходит стадию афферентного синтеза информации о состоянии процесса обучения. В его ходе осмысливаются существующее состояние учебно-педагогического процесса, соответствие этого состояния поставленной цели и достижению результата. Итогом выступает программа действий — модель поведения педагога. Построение программы действий зависит от интеллектуальных и профессиональных способностей педагога, от того, какими знаниями и умениями он располагает, от их системности, способности педагога решать профессиональные задачи эвристическим путем, уровня владения технологиями обучения. Совершенно очевидно, что этот этап деятельности, как и все прочие, связан с профессиональной компетентностью педагога.

Исполнительский процесс профессиональной деятельности строится в ходе конструктивной деятельности, реализации программы действий. Перевод программы в систему реальных действий составляет для педагога определенные трудности. Особенно это заметно в работе начинающих педагогов. Причин здесь несколько. Во-первых, программа не отражает всех деталей предстоящего процесса, во-вторых, по ходу обучения возникают непредвиденные обстоятельства, требующие немедленного решения, в-третьих, сам перевод знаний в действия нуждается в опоре на опыт, которым не располагают молодые учителя. Трансформация знаний в действия осуществляется с участием эвристических операций. Действия педагога основываются не только на имеющейся программе, но и на рациональном опыте и интуиции, на импровизации. Совпадение условий обучения и запрограммированных действий, как правило, не полное. Всегда остается пространство для решения профессиональных задач. Описание всех условий, требующих эвристических приемов решения возникающих задач, невозможно на уровне программы действий. Но выделение реальных ситуаций, в которых проявляется эвристическая деятельность педагога, можно предвидеть на основе анализа предполагаемых реакций учащихся в процессе обучения.