Организация системы дополнительного образования в условиях внедрения модели профильного обучения

Дополнительное образование строится на свободе выбора, что приучает ребенка к осознанию ответственности за принятые решения и их последствия; способствует осознанному самоопределению, развивает самостоятельность, формирует привычки созидательного труда, готовность к сотрудничеству.

Заложенные в дополнительном образовании возможности социализации реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению. Концентрация внимания на проблемных зонах социализации, профессиональное решение задач культуросообразной социализации, вовлечение учащихся в осознанное построение жизненной перспективы – определяют содержание деятельности данного направления.

Старшие подростки, особенно из группы риска, в период особой обостренности процесса социализации, «уходят» из сферы влияния учреждений образования. Предупредить возникновение подобной ситуации возможно за счёт организации сопровождения социализации детей, что предполагает совместно с ребенком выстраивать маршруты взросления, вовлекать в общественно-значимую деятельность, формировать волевые привычки и мотивацию преодоления трудностей.

Особая проблемная зона социализации связана с одаренными детьми. Наличие ярко выраженных общих или специальных способностей в детском возрасте не является гарантом успешного построения жизненной карьеры. Такие дети нуждаются в особом сопровождении процесса социализации, где должно уделяться место самоанализу и самооценке, где следует отработать технологии социального погружения, где необходимо развивать способности детей к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, высокий уровень общей культуры.

Процесс сопровождения одаренных детей должен проектироваться на основе знаний психолого-педагогических аспектов работы с данной категорией детей.