Организация системы дополнительного образования в условиях внедрения модели профильного обучения
Система дополнительного образования способна внести значительный вклад в развитие обучающихся как субъектов целеполагания и целереализации собственного личностного развития на основе расширения их образовательного пространства, увеличения числа источников необходимой информации, предоставления возможности освоения межпредметных и надпредметных знаний и умений. Это становится возможным за счёт усиления интеграционных связей учреждений разных типов и видов в выстраивании образовательных маршрутов обучающихся в условиях образовательного пространства города, посёлка, села, в целом, муниципального района. Направления традиционного взаимодействия учреждений дополнительного и основного образования могут быть значительно расширены на основе развития содержательных линий совместной деятельности: создания и реализации интегративных образовательных программ.
Интегративный подход в проектировании образовательных программ возможно обеспечить на основе создания мета – программ, позволяющих выйти на межпредметный и надпредметный уровни содержания, обеспечивающие формирование функциональной грамотности и компетентности обучающихся (правовой, информационной, экологической, этической, художественной, физической культуры) и, соответственно, мета – умений: исследовательских, проективных, рефлексивных. Достижение таких результатов возможно за счёт ценностно-смыслового согласования целей, содержания, организационных форм, форм оценки достижений обучающихся. Это предполагает совместное обсуждение и последовательное осуществление намеченных шагов в условиях как школы, так и учреждений дополнительного образования, включая и новые виды учреждений. Эффективность новых направлений работы предполагает реализацию адекватных моделей сетевого взаимодействия учреждений.
В качестве основных результатов совместно организованной деятельности, при условии глубокого её осмысления и качественного осуществления, может стать достижение нового уровня развития системы образования региона за счёт усиления интеграционного эффекта входящих в его структуру элементов, позволяющего значительно расширить возможности получения качественного образования для всех потребителей образовательных услуг.