Организация профильного обучения в общеобразовательных учреждениях
Если в зоне транспортной доступности для реализации права всех желающих необходимо несколько крупных школ третьей ступени (ситуация крупного города), целесообразно специализировать их по направлениям. Например, создавать многопрофильные учебные заведения гуманитарного, естественнонаучного, социально-экономического, технологического (аграрно-технологического, информационно-технологического) и т.п. направления. Такая специализация ведет, в частности, и к созданию более комфортных условий работы учителя.
Для более полной реализации индивидуальных запросов несколько часов учебного плана профильного класса отводятся под элективные курсы для учебных групп, организованных не внутри одного класса, а на базе одной или нескольких параллелей. Чем больше классов в параллели, тем большее число элективных курсов может быть организовано за счет одного и того же числа часов вариативного компонента учебного плана класса.
В вариантах базисного учебного плана, используемых в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, расширены возможности создания элективных курсов и групповых занятий за счет введения ученического компонента, не обязательного для использования всеми учащимися в полном объеме. В целом возрастает доля вариативной части учебного плана. Однако в школах, вступивших в эксперимент, пока не используются в полной мере даже те возможности, что содержатся в неэкспериментальном плане. Примерные учебные планы, предлагаемые Концепцией профильного обучения для нескольких профилей, так же, как экспериментальные планы, содержат помимо базового и профильного элективный компонент и предполагают увеличение вариативной части. В этих планах, как и в третьем варианте экспериментального учебного плана, скомпонована недельная нагрузка по предметам из расчета всей ступени обучения, что позволяет в случае необходимости перераспределять часы между полугодиями и годами, реализуя концентрированное или блочно-модульное обучение.
Учитывая, что ведущей деятельностью старших школьников становится учебно-профессиональная, эффективно организовать элективный компонент и профильные спецкурсы в форме исследовательской и проектной работы. При этом полугодовой профильный модуль или совокупность модулей предусматривает выполнение в процессе обучения курсовой работы, а последовательное конструирование профильных модулей обучения предполагает цепочку взаимосвязанных проектов.