Организация профильного обучения в общеобразовательных учреждениях

III. Организация профильного обучения

3.1. Профильный учебный план

Профильное обучение дает возможность реализовать индивидуальные образовательные траектории учащихся в условиях преобладающей классно-урочной организации учебного процесса.

Индивидуальная образовательная траектория отражается в индивидуальном учебном плане; учебный план выступает технической основой организации профильного обучения. Утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.02.1998 № 322 и в настоящее время действующий в массовой школе базисный учебный план в старшем звене на 2/3 состоит из инвариантного «ядра» и на 1/3 – из вариативного компонента. Такой учебный план позволяет в большой степени учитывать интересы учащихся, но предоставляемые им возможности мало используются в массовой школе. Инвариантное ядро призвано обеспечить единое образовательное пространство и предполагает базовый уровень преподавания всех предметов, что должно позволить учащимся освоить стандартный минимум содержания образования. В рамках вариативного компонента школе предоставляется возможность распределить часы в соответствии с интересами учащихся.

Индивидуальные учебные планы старшеклассников в условиях преобладающей классно-урочной организации учебного процесса могут различаться в вариативном компоненте. Совокупность индивидуальных учебных планов становится основой распределения учащихся по классам (школы или сети школ) и учебным группам. Учащиеся с близкими интересами или общей направленностью нуждаются в похожем распределении часов вариативного компонента и поэтому могут быть объединены в один – профильный – класс, для которого школа утверждает учебный план, отличающийся от плана другого класса. Чем больше учащихся в параллели, тем больше профильных классов можно создать, тем ближе интересы и индивидуальные учебные планы учеников одного класса, тем в большей мере учебный план класса может отвечать индивидуальным интересам.