Организация профильного обучения в общеобразовательных учреждениях

4.3. Этап формирования профилей

В пунктах 4.1 – 4.2 представлен подготовительный этап профилизации образовательного пространства на старшей ступени, осуществляющийся на протяжении 7 – 9 классов. В конце первого полугодия 9 класса развертывается основной этап, завершающийся формированием будущих профильных классов. Этот этап включает следующие шаги.

1. Производится опрос учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, его причинах, об определяемом им запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов.

2. Координатор (психолог, завуч, совет классных руководителей параллели) на основе группировки одинаковых и близких выборов по результатам опроса, определяют возможные профили, которые будут востребованы девятиклассниками. Первичный подбор названия профиля осуществляется исходя из выбора предметов и/или причин предпринятого выбора).

3. Учителя 9 классов независимо оценивают детей, которых учат и знают, с точки зрения рекомендации продолжать обучение по тому или иному профилю. Рекомендации даются в виде отметок в таблице, где строки соответствуют учащимся, а столбцы – намеченным на шаге 2 профилям (при этом в таблицу можно добавить столбец «и другое» с просьбой к учителям конкретизировать свою рекомендацию в случае выбора этой графы).

4. Диагностическая «игра» для девятиклассников и их родителей: оценивание и определение профиля на основе учета множества факторов (семейные традиции, склонности учащегося, способности учащегося, мнение родителей, возможность продолжения образования и карьеры, рекомендации учителей, школьного психолога и др.).

5. Подача девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе по тому или иному профилю, отсроченная на одну-две недели после завершения шага 4. Например, удобно шаг 4 провести перед зимними каникулами, а шаг 5 – сразу после них.