Организация профильного обучения в общеобразовательных учреждениях
4.1. Организация обучения на предпрофильной ступени
Изменения профиля обучения и курсов по выбору будут не массовыми, а единичными, если учащихся специально обучать осознанному принятию решений, постепенно наращивая зону их ответственности. Целесообразно использовать вариативный компонент базисного учебного плана 7 – 9 классов для организации курсов по выбору. Применяемый в массовой школе базисный учебный план в названных параллелях содержит 5 часов вариативного компонента, и по меньшей мере 2-3 часа из них могут быть без ущерба для общеобразовательной подготовки направлены на организацию модульных курсов по выбору учащихся. Количество часов в рамках вариативного компонента, направляемых на организацию курсов по выбору, целесообразно увеличивать от 7 к 9 классу. Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени является изменение положения об итоговой аттестации, согласно которому учащийся основной школы обязан сдавать выпускной экзамен по предметам, которые планирует изучать на профильном уровне в старшем звене.
Модульный подход, предусматривающий полугодовые относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии 6 ситуаций выбора предметов для изучения. Проделанные пробы помогают достаточно четко определиться с предстоящим профилем обучения и тем самым минимизировать переходы из одного профильного класса в другой на старшей ступени, целенаправленно наращивать подготовку по профильным предметам.
Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени занимают небольшое количество часов учебного плана и поэтому могут быть полностью разработаны и реализованы в форме проектной и исследовательской деятельности. При этом накопительная качественная оценка создаваемых учащимся продуктов в виде портфолио позволяет объективно судить о его способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.
В параллелях 7 – 9 классов возможность, не выходя за рамки вариативного компонента, учесть индивидуальные запросы учащихся путем организации курсов по выбору возрастает с увеличением количества параллельных классов. Дополнительные возможности для создания различных вариантов курсов по выбору содержатся в создании групп не только на базе одной параллели, но разновозрастных.
При этом предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору – более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков.