Организация планирования педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей
Необходимость планирования. Планирование является важной частью организации педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для согласования деятельности педагогов, распределения их функций и обязанностей. С его помощью педагог осуществляет подготовку к реализации образовательной программы: определяет педагогические задачи, распределяя их во времени; намечает, когда и какие следует провести мероприятия; продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и игрушки. Анализ реализации плана работы позволяет выявить причинно-следственные связи своей деятельности с ее результатами, определить условия, обеспечивающие успех, и недостатки в работе.
Планы должны быть оформлены в письменном виде. Это помогает структурировать программу, координировать совместные усилия педагогов и родителей, предусматривать рациональное расходование бюджета и пр.
Виды планирования. Поскольку с помощью планирования выстраивается стратегия работы детского учреждения, оно должно быть долгосрочным и краткосрочным.
В рамках долгосрочного коллектив педагогов определяет цели и задачи работы на несколько лет вперед и на предстоящий учебный год в соответствии с образовательной концепцией детского учреждения; педагоги обсуждают, как нужно подготовиться к приему детей в начале года, как привлечь к совместной работе родителей и другие учреждения (педагогический колледж или институт, поликлинику или медико-консультационный центр, спортивный комплекс, центр детского творчества, театр, музей кукол и др.).
Долгосрочное планирование позволяет наметить основные этапы работы в соответствии с меняющимися возрастными возможностями и потребностями детей. По мере их взросления меняются игры и занятия, направленные на их развитие, что требует заблаговременной подготовки, повышения квалификации педагогов, создания новых методических разработок, оснащения группового помещения, спортивного зала, участка новым оборудованием. Иногда необходимы изменения в материально-техническом оснащении всего детского учреждения: выделить помещения для изостудии, физиотерапевтического кабинета, зимнего сада и др. Долгосрочное планирование позволяет составить смету на приобретение необходимого оборудования, материалов и игрушек, распределить задания по их изготовлению между педагогами и родителями. Краткосрочное планирование производится еженедельно и ежедневно. Оно включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах.